Начальник отряда – работа не для каждого!

13.06.2022

В преддверии празднования 65-летного юбилея создания воспитательной службы УИС, мы пообщались с ветераном, полковником внутренней службы в отставке Дьяконовым Владимиром Дмитриевичем, проработавшим в пенитенциарном ведомстве более 30 лет.

- Здравствуйте, Владимир Дмитриевич! Какие обстоятельства повлияли на выбор службы?

- Еще будучи ребенком, я всегда мечтал о погонах, с уважением относился к тем, кто служит Родине, не зависимо от того кто – милиционер, военный, пожарный. Для меня это были люди другого сословия, с сильным, несгибаемым характером, стоящие на страже закона. Это была одна сторона медали, а вторая – решение социально-бытовых вопросов: жилплощадь, денежное содержание, бесплатный проезд и другие социальные гарантии.

- Как Ваша семья, друзья и родственники отнеслись к такому решению?

- Меня все поддержали, уверяя, что непременно справлюсь с новыми задачами.

- Какая была Ваша первая должность в УИС? Первые впечатления от работы?

- Пришел я на службу в ИТК-2 поселка Косиново на должность начальника отряда. Первые впечатления были неоднозначные. Учреждение строго типа, в нем отбывали наказание неоднократно судимые граждане. Несмотря на определенную специфику, я быстро влился в коллектив благодаря атмосфере дружбы и взаимопомощи, царившей в кругу сотрудников.

- Были ли у Вас наставники в первые годы службы?

- Да, конечно. В становлении меня как начальника отряда большую помощь мне оказали Валерий Никитович Филиппов, Владимир Львович Сумин, Валерий Григорьевич Демидов. Но это совсем не значит, что эти люди обучали меня, бросив свою работу. Нет! Осваивая новую профессию, я смотрел на их образцовую службу, всегда мог обратиться за советом, спросить о том, что меня интересовало. Я считаю, что начальник отряда – это будто маленький начальник колонии, который должен быть подкованным во всех областях, быть и администратором, и воспитателем, и режимником, и оперативным работником, и сотрудником тыловой службы, решающим бытовые и производственные вопросы. А основной нашей задачей была максимально полезная занятость времени для осужденных.

- Кого Вы можете назвать образцовыми сотрудниками?

- Я хорошо помню Владимира Николаевича Ларионова, начальника цеха, в котором трудились мои подопечные. В виду того, что я мог находиться с осужденными только в отряде, какие-то моменты мне подсказывал Владимир Николаевич, опытный сотрудник, настоящий профессионал своего дела, пользующийся авторитетом как среди осужденных, так и среди коллег. Я уже называл имя Валерия Никитовича Филиппова – человека, скажем так, на своем месте. Я со стороны наблюдал за его работой, как он общался с осужденными. Всегда мог задать любой вопрос, а у Валерия Филипповича на него был верный ответ и дельный совет.

- Были ли за время Вашей работы случаи, когда Вас пытались склонить к противоправному поведению.

- Еще когда я был стажером, один осужденный обратился ко мне с просьбой принести чай ему на место работы. Я не растерялся и предложил ему пройти в режимную часть и расписаться в получении напитка и дальнейшем его проносе в производственную зону. Сделав вывод, что я законопослушный сотрудник, больше даже попыток не было. С течением времени я накопил достаточный багаж знаний и опыта, чтоб грамотно общаться с осужденными, чувствовать психологический микроклимат в отряде. У меня никогда не было недругов, я умел избегать конфликтных ситуаций.

- Были ли у Вас ситуации, ставящие перед Вами сложный моральный выбор?

- Вначале 90-х было сложно. Когда Советский Союз распался, вся пенитенциарная система, которая раньше строилась на жестких правилах, теперь ждала перемен и гуманизации. Неизвестно было только в какой мере. Умение владеть обстановкой, держать себя в руках и направлять в правильное русло мысли и действия осужденных - навыки, которые я получил, проработав в колонии не один год.

- Насколько строго сотрудники придерживались буквы закона, требованиям устава и должностным инструкциям? Были ли среди Ваших коллег те, кто приступил черту?

- Да, к сожалению, единичные случаи были. Вместо того, чтобы четно нести службу, они шли на сделку с совестью, пытаясь заработать. Но, знаете, у каждого свой путь, свой уровень развития, своё наказание. Моё мнение – такой человек недостоин носить звание «Офицер» и работать в системе, ибо своим примером он порочит образ четного человека.

- Были ли среди Ваших подопечных криминальные авторитеты?

-Да, в лихие 90-е появились новые термины «положенец», «вор в законе». Среди осужденных стали появляться лидеры, которые пытались привлечь к себе максимальное внимание и осуществлять влияние на остальных. Но и здесь модель поведения не менялась: мы по-прежнему действовали в рамках закона, выслушивли осужденных, вырабатывали истинно верную модель поведения.

- Что бы Вы поменяли в современной системе УИС?

- Я бы обратил большее внимание на качество подбора кандидатов на службу, ставя во главе стола мнение психологов о кандидатах, об их характере – не каждый сможет работать с осужденными. Человек может быть замечательным производственником, но не отрядником. Пройдя обучение в учебном пункте, отправляясь даже на стажировку уже в реальное исправительное учреждение, молодые люди испытывают огромную психологическую нагрузку, с которой не каждый справится. В колонии нужны люди стойкие и психологически, и морально, и физические.

- Какие традиции были в Вашем коллективе?

- В памяти каждого офицера день, в который ему были вручены первые погоны. Такие события как награждения почетными знаками, грамотами, медалями, участие в торжественных мероприятиях, таких как День Победы, государственные и ведомственные праздники, спортивные состязания – наполняют жизнь сотрудника оптимизмом и яркими красками. Участие наших сотрудников в различных областных культурных конкурсах доказывает, что наши коллеги – творческие личности. Они могут и танцевать, и петь, и стихи читать, и быть хорошими актерами. У нас даже свой ансамбль был, который выступал на праздниках в учреждении. Отрадно, что и эта традиция сейчас возобновлена. С приходом нового руководителя, Коновалова Сергея Николаевича, вновь появился вокальный ансамбль, который называется «Курские узоры». Между прочим, туда вошли как ветераны, так и действующие сотрудники.

- Расскажите о воспитательной работе с осужденными, она изменялась за годы вашей службы?

- Для осужденных организовывалось огромное количество воспитательных мероприятий – это проведение конкурсов, викторин, выставок, встреч со знаменитыми людьми, спортивных игр – всего того, что могло бы благоприятно повлиять на мировоззрение осужденных и показать им правильный пусть развития. В рамках пилотного проекта о взаимодействии с Епархиальным Управлением   у нас в гостях побывали митрополит Курский и Рыльский Ювеналий. Приезжал и Евгений Павлович Леонов, космонавты, актеры театра имени Александра Пушкина, филармонии, войны-афганцы – все они общались с осужденными, с сотрудниками. К сожалению подобных посещений, насколько я знаю, стало меньше. Но тут уж накладывает отпечаток изменения в связи с эпидемией. А представители духовенства на постоянной основе теперь посещают учреждения – это большой прогресс. Но что хочу отметить – в те годы, подопечные всегда ждали такие мероприятия, была ответная реакция – рос интерес к окружающему миру - миру, за пределами криминальной жизни.

- Что Вы желаете молодым сотрудникам?

- В первую очередь, чтобы им удалось стать профессионалами в своем деле, вкладывая для этого свои силы, терпение, время. Желаю, понимания со стороны близких, душевного тепла, чтобы всегда оставались силы на семью и родных! Карьерного роста, верных друзей, крепкого здоровья!


Поделиться:

Дата последнего обновления: 25.05.2022 16:43

архив новостей

« Сентябрь »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
2023 2022 2021  
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо

Телефон доверия